Коротко о странном…

Намедни довелось увидеть прекрасный на мой взгляд, но ужасный, на взгляд многих (судя от отзывам в инстаграмме и ютюбе) короткометражный фильм «Тёмная как ночь. _Каренина 2019» по мотивам произведений Л.Н.Толстого и озвученный песней Б.Б.Гребенщикова (на самом деле и по мотивам той песни кино тоже). Однако, начну издалека…

Примерно в 8м или 9м классе средней школы (тогда мне было примерно 16 лет, а может быть чуть раньше) мы проходили Л.Н.Толстого и учительница литературы устроила дискуссию по вопросу «добро должно быть с кулаками или нет?» (одна из ключевых тем, конечно, у Л.Н.Толстого). Дискуссия выдалась жаркой, но короткой, так как зазвенел звонк и спорящие ушли со своими мнениями. Далее к этой теме доводилось нередко возвращаться и если в детстве я был уверен, что кулаки обязательны, то с годами стал понимать, что я был глупцом и просто не понимал, что такое добро. И вот в какой-то момент в возрасте явно за 40 или около того до меня стало доходить, что если есть какой-либо единый закон, то сам он не может быть результатом, то есть не может быть не силой не слабостью ибо он есть и то и другое одновременно. Конечно, это относится в первую очередь к тем законам, которые уже доказаны людьми, но наличие второй сигнальной системы в человеке вынуждает его экстраполировать за пределы актуального знания или по-просту фантазировать. Ну а так как законы физики пока изучены явно не полностью и нынешняя теория струн лишний раз возвращает людей к мысли о том, что есть величины не имеющие в принципе обратного значения, например, масса (гравитация). Собственно, и энтропия и температура (по Кельвину) тоже не могут быть отрицательными, то есть у них нет никакой обратной стороны. Конечно, теоретически у них есть обратные функции, но они не естественные, а вымышленного отражение для простоты вычислений. В естественном смысле ниже абсолютного нуля нет никакого движения и любое движение будет повышать температуру и энтропию. Примерно в те же годы (начало 80х) в астрономическом кружке я узнал про нейтрино и исследования по определению его массы. Тогда её называли не иначе как «частица бога» (да-да ровно так же, как позже называли Бозон Хиггса) ибо тогда это был предел познаний и ближайшая веха к разгадке массы вселенной. То есть, по мере познания я пришёл к выводу, что единый закон не может быть с кулаками, равно как и то, что все страшилки в стиле «бог тебя покарает» — это просто бред, так как нет обратной стороны, нет ни малейшей возможности изменить уровень энтропии перестановкой слагаемых.

С некоторых пор мне понравилась теория, что «каждый умён по-своему» или «красота в глазах смотрящего», то есть, каждый человек принимает решения на основе своего опыта, а опыт у каждого свой и нельзя сказать, что он плохой или хороший. Может быть он недостачен для какого-то вопроса, но это же не беда, а просто «опечатка». В каждом вопросе есть более глубокие специалисты практически всегда, так что, лично я себе с детства кажусь вечным дилетантом ибо вижу, что по мере изучения одного вопроса увлекаюсь чем-то иным и не могу потратить достаточно времени для той глубины изучения любого вопроса, что добились другие люди. Однако, такая позиция позволяет мне увидеть многие стороны мира, а не уподобиться «флюсу» (стоматологическом смысле) по словам К.Птрутова. Ну и дополнила этот «компот» моих мыслей, конечно, книга «Думай медленно… Решай быстро.» Д.Канемана, которая оказалось крайне гармонична с моим личным опытом в вопросе принятия решений. То есть, я до изучения книги уже действовал именно в таком ключе понимая, что часть вещей надо решать рационально, а часть можно доверить «эмоциям». И вот с такой позиции когда я долго думал над теорией самсары (она же сансара) и нирваны и давно пришел к выводу, что ад и рай это равнозначные термины, равно как и сансара и нирвана — это совершенно одно и тоже, тексты Б.Б.Гребенщикова стали для меня просты и понятны. Хотя я помню, что это только в моих глазах и другие люди видят там совсем другое.

Однако, вернёмся к короткометражному кино и песне. В целом эта песня про «успешных менеджеров » или по иных узких специалистов, которые действуют по правилам ради получения гарантированного результата. Но тут что-то пошло не так…Собственно вот первый куплет:

Дорога в будущее вымощена яхонтом
И мы шагаем крестным ходом все в белом
Все было путём, но нас сорвало с якоря
И нет гарантии, что кто-то уйдёт целым.

Собственно, в кино тоже герои явно рассчитывали на успешную жизнь.

Далее картина чуток раскрывается и оказывается, что кругом всё плохо и никакие инструкции не помогут. Опять же текст куплета:

Под каменным небом железная Земля,
С веселой песней легче сгинуть средь метели
В книгах написано, что все было зря,
Но нет ни слова про то, что на самом деле

Опять же в кино ровно так и есть…

Далее идёт очень мощный припев:

Темный Как Ночь
Мы шли к тому, кто светлей всех на свете
А он — Темный как Ночь.

Я не могу избавиться от мысли, что 90% песен БГ посвящены тому, что в религиях называется богом или богоматерью, когда употребляется женский род. Но тут совершенно ясно, что искали того, что «светлей всех на свете», а нашли «Тёмного как Ночь», то есть внезапно обнаружили, что не бывает отрицательной энтропии или, что «самсара=нирвана», то есть стремились к нирване, а оказалось, что это и есть самсара от которой хотели уйти по наивности.

Далее два прекрасных куплета описывающие иступление и обращение к той неведомой силе с которой промахнулись в прошлых куплетах:

Налитые кровью глаза 
Тяжелая свинцовая муть
Они разбудили зверя
Он кричит, он не может уснуть.

Лично у меня только вызывает смущение то, что предполагается, что «зверь» может уснуть. Но тут скорее вопрос к тому, что конкретно подразумевает автор под словом «уснуть» ибо в ранее он же настаивал, и вполне обоснованно, что разум не может отделить сон от реальности (2006 год, Беспечный русский бродяга, День в доме Дождя: «Ум лезет во все.
Ум легче, чем дым.
Но он никогда не поймет —
Спим мы или не спим.»). Тут проблема в том, что «зверь» — это явно эмоциональная часть разума, то есть система мышления №1 согласно Канеману и если он может «уснуть», то только вместе со второй системой мышления одновременно. Перейти к рациональному размышлению в период пиковых эмоциональных нагрузок крайне сложно даже весьма подготовленному к этому человеку (типа разведчика или телевизионного ведущего).

Сердце вдребезги, святое нараспашку
На полной скорости не так больно
Уговори меня, что все не так страшно
Угомони меня — я не могу кричать больше

Очень жизненная история, которая и вправду описана Л.Н.Толстым не только в романе «Анна Каренина», но и в других произведениях ибо суть противоречи его и догматической теории РПЦ крайне сильно этом вопросе расходились, до того уровня, что РПЦ осудила ранее превозносимого писателя. Ну и ровно это происходит в кино, когда главная героиня заходит в тупи к в своих планах и мыслях, она начинает действовать адский(божественно) решительно. Результаты этих действий выходят за рамки как песни, так и короткометражки, но должны дать возможность зрители и слушателю задуматься.

Кстати, длинная ассоциация: одна из «программных» песен Б.Б.Гребенщикова «Из Калина в Тверь» (вошедшая в очень непростой альбом «Лилит» вышедший в 1997 году) тоже про «железную дорогу» как в и короткометражке про Анну Каренину и там тоже говорится о смысле жизни как и в остальных 90%песен этого автора. Впрочем, это не удивительно, ибо тема уже пережила множество поколений и явно переживёт ещё массу. Если кто вдруг не в курсе, то город Тверь (основан в 1135 году) носил имя Калинин с 1931 по 1990й годы. Название однозначно указывает на то, что песня про путь из прошлого в настоящее, то есть про жизнь.

Впрочем, послушайте сами…

PS: из песенки про Тверь:

Не смотри, что моя речь невнятна
И я неаутентично одет —
Я пришел, чтобы сделать приятно
И еще соблюсти свой обет
Если все хорошо, так и Бог с ним
Но я один знаю, как открыть дверь
Если ты спросишь себя — на хрена мы летим
По пути из Калинина в Тверь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *