Про сканирование старых плёнок и слайдов

Так как нынче я принялся за оцифровку семейного фотоархива, то мне пришлось задуматься над тем как же получить наилучший результат. Сначала я отдал плёнки в местный фото-сервис Контур-фото где удалось отсканировать большую часть плёнок, однако, так как сканирование проводилось на профессиональной машине Fuji ориентированной на плёнку 35мм в рулонах, то возникли проблемы со сканированием кадров повреждённой перфорацией, широких плёнок (60мм) и слайдов, которые там пришлось сканировалось на планшетном сканере Epson. Ну а коли часть фото есть только на бумаге, то их мне тоже надо сканировать и я задумался над покупкой домой продвинутого сканера. До этого я пользовался сканером моего старенького МФУ, но он уже начал давать полосу посреди изображения при сканировании и не может сканироваться прозрачные материалы. После чтения интернетов выбор пал на сканер Epson Perfection V600 Photo отличающийся не только хорошим разрешением, что важно для слайдов, но и технологией ICE существенно упрощающей борьбу с царапинами. Сразу скажу, что у сканера есть два существенных недостатка:

  • Совершенно странное программное обеспечение в дизайне 80х годов прошлого века с адской системой меню и кнопок
  • Все пластиковые вкладыши для плёнок да и задник для фото на бумаге откровенно хлипкие и обращаться с ними нужно очень аккуратно что б не сломать

В процессе сканирования выяснилось, что салфетка для удаления пыли со стекла крайне необходима, равно как и спирт для удаления отпечатков пальцев, которые остаются при смене рамок для разных форматов и бумажных фото. Кроме того, зубочистка оказалась ключевым атрибутом при сканировании слайдов ибо без неё достать их из рамки не заляпав стекла было совсем не реально.

Девайс не самый новый, так что он легко нашёлся по цене заметно ниже рекомендованной в интернет-магазине Онлайн-трейд, который привёз мне его за 2 дня, что очень неплохо, но типично для современных магазинов. На фото сканер в открытом виде и заряженный парой полосок плёнки 35мм по 6 кадров. Так как намедни меня спрашивали как я храню плёнки, то расскажу про то какие у меня есть варианты исторически сложившиеся:

  • Рулоны
  • Полоски по 4 кадра завёрнутые в листы кальки или простой бумаги формата А4
  • Полоски по 6 кадров в специальных сильверах собранные в альбомы (на фото один из них). Прелесть в том, что одна плёнка 36 кадров занимает как раз один лист
  • Слайды в разных рамочках
  • Внесистемные обрезки плёнки

Однако, всё это мелочи по сравнению с главным — результатом сканирования и вот тут всё на удивление очень хорошо!

На картинке справа фрагмент скана плёнки Agfa HDC 200-2 (светочувствительность 200 единиц) проявленной в обычном минилабе с разрешением 4800 dpi (максимальное 12 800 dpi). Сканирование 12 кадров, которые входят в рамку в два ряда занимает в этом разрешении порядка 20-30 минут! Однако, максимальное разрешение особой радости не приносит (разве что проблемы), так как сканирование всей площади разом в нём невозможно (убогая софтина ругается, что слишком большая площадь). Во-вторых, максимальное разрешение явно «синтетическое», так как цифровые артефакты портят даже   TIFF, то есть полезной информации там явно не больше чем в 4800. Однако, смотрите сами на кроп. Есть ещё варианты поиграть с разрядностью цвета (первый вариант 24 бита, а второй 48, например) и пост-обработкой (тут фрагменты приведены без какой-либо обработки, то есть просто вырезаны силами PhotoShop и сохранены в более потребном формате. Конечно, дополнительные разряды и точки дают возможность более точно отредактировать фото и с минимальными потерями полезной информации.

Скажу честно, что получить на бумаге такое качество во времена, когда были сделаны снимки было совсем не тривиальной задачей. Для полноты картины приведу сильно пожатое и уменьшенное фото с которого выбран фрагмент (кроп).

Авось кому-то мой опыт пригодится, а мне пока нужно очень много времени что бы обработать домашний фотоархив полностью. И масштабы бедствия мне пока даже приблизительно не понятны. Может в этом году успею?

PS: большая часть статьи написана на iPad. Оказалось на удивление удобно и писать и картинки вставлять, когда был iPad mini было чуть хуже из-за того, что там я текст набирал в landscape ориентации, а с iPad Pro в portrait, то есть места для отображения результата заметно больше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.