Про сканирование старых плёнок и слайдов

Так как нынче я принялся за оцифровку семейного фотоархива, то мне пришлось задуматься над тем как же получить наилучший результат. Сначала я отдал плёнки в местный фото-сервис Контур-фото где удалось отсканировать большую часть плёнок, однако, так как сканирование проводилось на профессиональной машине Fuji ориентированной на плёнку 35мм в рулонах, то возникли проблемы со сканированием кадров повреждённой перфорацией, широких плёнок (60мм) и слайдов, которые там пришлось сканировалось на планшетном сканере Epson. Ну а коли часть фото есть только на бумаге, то их мне тоже надо сканировать и я задумался над покупкой домой продвинутого сканера. До этого я пользовался сканером моего старенького МФУ, но он уже начал давать полосу посреди изображения при сканировании и не может сканироваться прозрачные материалы. После чтения интернетов выбор пал на сканер Epson Perfection V600 Photo отличающийся не только хорошим разрешением, что важно для слайдов, но и технологией ICE существенно упрощающей борьбу с царапинами. Сразу скажу, что у сканера есть два существенных недостатка:

  • Совершенно странное программное обеспечение в дизайне 80х годов прошлого века с адской системой меню и кнопок
  • Все пластиковые вкладыши для плёнок да и задник для фото на бумаге откровенно хлипкие и обращаться с ними нужно очень аккуратно что б не сломать

В процессе сканирования выяснилось, что салфетка для удаления пыли со стекла крайне необходима, равно как и спирт для удаления отпечатков пальцев, которые остаются при смене рамок для разных форматов и бумажных фото. Кроме того, зубочистка оказалась ключевым атрибутом при сканировании слайдов ибо без неё достать их из рамки не заляпав стекла было совсем не реально.

Девайс не самый новый, так что он легко нашёлся по цене заметно ниже рекомендованной в интернет-магазине Онлайн-трейд, который привёз мне его за 2 дня, что очень неплохо, но типично для современных магазинов. На фото сканер в открытом виде и заряженный парой полосок плёнки 35мм по 6 кадров. Так как намедни меня спрашивали как я храню плёнки, то расскажу про то какие у меня есть варианты исторически сложившиеся:

  • Рулоны
  • Полоски по 4 кадра завёрнутые в листы кальки или простой бумаги формата А4
  • Полоски по 6 кадров в специальных сильверах собранные в альбомы (на фото один из них). Прелесть в том, что одна плёнка 36 кадров занимает как раз один лист
  • Слайды в разных рамочках
  • Внесистемные обрезки плёнки

Однако, всё это мелочи по сравнению с главным — результатом сканирования и вот тут всё на удивление очень хорошо!

На картинке справа фрагмент скана плёнки Agfa HDC 200-2 (светочувствительность 200 единиц) проявленной в обычном минилабе с разрешением 4800 dpi (максимальное 12 800 dpi). Сканирование 12 кадров, которые входят в рамку в два ряда занимает в этом разрешении порядка 20-30 минут! Однако, максимальное разрешение особой радости не приносит (разве что проблемы), так как сканирование всей площади разом в нём невозможно (убогая софтина ругается, что слишком большая площадь). Во-вторых, максимальное разрешение явно «синтетическое», так как цифровые артефакты портят даже   TIFF, то есть полезной информации там явно не больше чем в 4800. Однако, смотрите сами на кроп. Есть ещё варианты поиграть с разрядностью цвета (первый вариант 24 бита, а второй 48, например) и пост-обработкой (тут фрагменты приведены без какой-либо обработки, то есть просто вырезаны силами PhotoShop и сохранены в более потребном формате. Конечно, дополнительные разряды и точки дают возможность более точно отредактировать фото и с минимальными потерями полезной информации.

Скажу честно, что получить на бумаге такое качество во времена, когда были сделаны снимки было совсем не тривиальной задачей. Для полноты картины приведу сильно пожатое и уменьшенное фото с которого выбран фрагмент (кроп).

Авось кому-то мой опыт пригодится, а мне пока нужно очень много времени что бы обработать домашний фотоархив полностью. И масштабы бедствия мне пока даже приблизительно не понятны. Может в этом году успею?

PS: большая часть статьи написана на iPad. Оказалось на удивление удобно и писать и картинки вставлять, когда был iPad mini было чуть хуже из-за того, что там я текст набирал в landscape ориентации, а с iPad Pro в portrait, то есть места для отображения результата заметно больше.

Нужна помощь коллективного разума про алгоритм управления подогреваемо водостоков

 Есть у меня одна проблема, которую уже два года (сезона) не могу решить — алгоритм управления подогревом водостоков. Суть проблемы проста: есть «тупой алгоритм» держать их включёнными в диапазоне температур -3 — +3 градуса. Минус этого метода в излишней энергоёмкости и как следствие цене. Есть датская интеллектуальная система, которая позволяет сократить расход электричества измеряя влажность и температуру в конкретных водостоках и включая подогрев импульсами, проверяя результаты своей деятельности. Но цена датчика температуры и влажности на уровне 500 евро делает систему слишком дорогой. Казалось бы достаточно логики слежения за трендом темеператуы воздуха и временем суток ибо в 90% случаев ночью холодно, а днём тепло. Но готового алгоритма я пока не нашёл, а свой так и не могу придумать. Может быть у кого-то есть опыт и рекомендации?

Попытка уменьшить вес багажа или кино на планшете…

 

Когда в поездку я беру фотоаппарат, то, как правило, беру и ноутбук ибо часть фото хочется отстранить опубликовать с небольшой обработкой. Не так давно вышла очередная версия LightRoom для iPad и я решил озадачиться уменьшением багажа. Сам ноутбук это половина веса ибо к нему надо зарядник, внешний диск логичен тоже или два, всякие кабели. Так что ноутбук у меня даёт прибавку к весу багажа порядка 5кг, так что я решил, что штатив важнее, а остальное я попробую решить на планшете. В чём прелесть LightRoom, так это в том, что файлы с настройками обработки тоже прекрасно переносятся и потом видятся одинаково как на компьютере, так и на планшете. В моей версии подписки для фотографов Adobe даёт всего 2Гб в своём облаке, что, конечно, жлобство если учесть, что один RAW занимает 21Мб. Однако, факт, что сам сервис очень удобный если фото обрабатывать не только на компьютере, но и гаджетами. На фото над iPad лежит переходник для SD-карточек, при его подключении ios предлагает поменять фото для переноса в фотопоток при этом он видит и RAW и DNG. 
Вторая задача которая встаёт перед поездкой — взять какие-нибудь киношки в дорогу. Киношки зачастую в формате mkv, который iPad так просто не понимает и надо файлы закидывать в кокнхретное приложение на конкретном устройстве, что в путешествиях семьёй не очень удобно, так что возник вариант беспроводного внешнего диска (коробочка справа). К этой коробочке надо подключиться по wifi и через её приложение лито сразу смотреть кино, либо отправить на VLC, например, что важно из-за кодеков! Что бы открыть меню отправки кино на стороннюю софтину нужно на иконке фильма нажать вертикала ней три точки.